Если сделать обзор материалов по рассмотрению и прогнозированию ситуации в Центральной Азии, то можно заметить, что они в своем подавляющем большинстве готовятся экспертными центрами и авторами, представляющими страны Запада и Россию, и конструируют различные варианты будущего ЦА, исходя из собственных видения, подходов и способов анализа. «Грешат» такие сценарии, прежде всего, идеологической предвзятостью, а также использованием оценочного подхода при описании тех или иных процессов, протекающих в регионе.
Когда мы в марте текущего года провели экспертный опрос по прояснению позиций представителей управленческой элиты, то обнаружили, что как бы ни был легковесен в глазах отдельных критиков «жанр» рейтинга, по нему можно сделать интересные выводы, отражающие текущую ситуацию, и намечающие перспективные тенденции. В первую очередь заметно, что на оценки многих экспертов влияет дискуссия о возможном преемнике, и это заставляет опрошенных в сущности в рядовом исследовании взвешивать весь имеющийся у них на данный момент информационный ряд о том или ином значимом политике. Т.е. эти эксперты исходят из позиции: «Если бы смена власти случилась прямо сегодня, то кто он, следующий президент?»
Экспертный опрос проводился с 23 по 25 февраля 2012 года. Были опрошены аналитики и политологи, занимающиеся внешнеполитическими вопросами.
Опрос был проведен методом электронной рассылки анкеты. Всего было разослано 28 анкет. Получено и принято к анализу 16 анкет
Исследование проводилось с 5 мая по 7 июня 2005 года в Казахстане. Методической основой исследования явилось очное глубинное формализованное интервью экспертов и лидеров общественного мнения указанных выше сфер общественной жизни. Опрошен 21 эксперт в городах Алматы и Астана.
Для создания четкой и непротиворечивой картины отношения казахстанских экспертов из трех целевых групп – бизнесменов, госчиновников и лидеров общественного мнения - к тем вопросам интеграции, которые затрагивают непосредственно интересы бизнеса, как объекта экономической деятельности, так и субъективные интересы предпринимателей, необходимо рассмотреть следующие ключевые аспекты: проблемы, реальные и потенциальные, с которыми сталкивается бизнес, возможности бизнеса по форсированию или замораживанию некоторых интеграционных инициатив власти, связанные с ними риски, а также перспективы бизнеса в контексте дальнейшего углубления интеграционного процесса. Поэтому будет целесообразно построить данный документ как SWOT-анализ ситуации.