Сохраняет свое лидерство в рейтинге министр обороны РК Имангали Тасмагамбетов
2 апреля 2016 года исполняется два года с момента назначения Карима Масимова на пост премьер-министра РК. И, как уже известно, 25 марта 2016 года новый состав Парламента РК выразил доверие действующему составу правительства под председательством К.Масимова. Напомним, что в первый раз Масимов занимал пост руководителя правительства в период с 10 января 2007 года по 24 сентября 2012 года.
Чем отличается второе премьерство Масимова от первого? Были ли ожидания у экспертного сообщества в связи с его назначением? Удовлетворены ли эксперты деятельностью правительства и его руководителя в условиях развернувшегося экономического кризиса?
Для изучения этих и других вопросов Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» с 15 по 25 марта 2016 года провел опрос среди экспертов по теме «Оценка деятельности правительства РК».
Экспертами выступили экономисты, политологи, журналисты, представители политических партий и НПО из различных регионов страны. Всего по формализованной анкете с помощью электронной рассылки было опрошено 29 экспертов.
Вначале отметим, что источниковой базой для большинства экспертов являются, прежде всего, доклады, выступления, интервью представителей правительства, а также материалы, опубликованные в интернет-изданиях.
ДИАГРАММА 1. – ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА?
Общая оценка деятельности правительства
В целом, как показало исследование, в экспертной среде имеет место крайне низкий уровень удовлетворенности работой правительства Карима Масимова. Так, 66% опрошенных оценивают ее плохо и очень плохо. 31% признали работу как удовлетворительную, и только 3% - назвали ее хорошей.
ДИАГРАММА 2. – 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 2 ГОДА ТЕКУЩЕМУ СОСТАВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК (Т.Н., ВТОРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МАСИМОВА). КАК БЫ ВЫ В ЦЕЛОМ ОЦЕНИЛИ ЕГО РАБОТУ?
Критический настрой экспертов проявился и в ответах на вопрос: считают ли участники исследования работу правительства Масимова за истекшие два года успешной или неуспешной? 76% опрошенных признали действия этого правительства скорее неуспешными.
ДИАГРАММА 3. – В ЦЕЛОМ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, РАБОТА ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОД РУКОВОДСТВОМ К.МАСИМОВА БЫЛА УСПЕШНОЙ ИЛИ НЕУСПЕШНОЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА?
Как показывает анализ полученных данных, в основном отрицательные мнения экспертов строятся на оценках усилий правительства в условиях развернувшегося экономического кризиса.
Так, практически у всех участников исследования нет ощущения, что у правительства Масимова есть продуманная экономическая программа: 38% опрошенных считают, что правительственные решения принимаются под влиянием сиюминутных обстоятельств (как уточнил один из экспертов, «правильно говорить не о сиюминутных обстоятельствах, а постоянном решении тактических задач»). 31% полагает, что у правительства есть только самые общие представления о том, какие действия надо предпринимать в условиях кризиса. И даже при этом, как отметил один из экспертов: «Есть общие представления о том, что надо делать, но они неправильные».
28% опрошенных предложили свои оценки по поводу наличия продуманной правительственной антикризисной программы. По ним имеет место:
• отсутствие «целостной, системной Программы. Есть лишь Антикризисный план действий Правительства и НацБанка РК на 2016 – 2018 годы. Но этот План – нереальный, включает лишь несколько полумер, технических решений и мер сокращения (урезания) расходов»;
• слабо проработанная аналитическая база; недоучет комплекса факторов и отложенных эффектов при принятии программы: «Программа есть, но едва ли она отражает реальное состояние дел. Пожалуй, она опирается лишь на общее представление о состоянии дел, тенденциях в мировой экономике. Многие аспекты этой программы (например, индустриально-инновационного развития, аграрного сектора, развития малого и среднего бизнеса и другие) реализуются либо далеко не в полном объёме, или вообще не учитывают многих важных составляющих»;
• низкий уровень реализации уже намеченных программ: «программа есть уже давно, и не одна, но качество выполнения - никакого».
ДИАГРАММА 4. – ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЕСТЬ ЛИ У ПРАВИТЕЛЬСТВА РК ПРОДУМАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА?
В результате – только 7% опрошенных заметили положительный эффект от усилий правительства в борьбе с кризисом. Каждый четвертый эксперт затруднился с оценкой. При этом 41% не видят никаких результатов, а еще 28% считают, что своими действиями правительство делает только хуже.
ДИАГРАММА 5. – НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ЭФФЕКТ ОТ УСИЛИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА В БОРЬБЕ С КРИЗИСОМ?
Таким образом, если попытаться определить, каково состояние дел в экономике страны, то, как полагает большинство опрошенных (59%), в настоящее время наблюдаются результаты корпоративной экономической стратегии, которая своей главной целью ставит удовлетворение эгоистических интересов властвующей верхушки за счет снижения уровня жизни граждан.
14% полагает, что в Казахстане сформирована мобилизационная экономическая стратегия, предполагающая усиление прямого вмешательства государства в производство и внешнюю торговлю. Такое же число опрошенных считает, что имеет место регулируемая экономическая стратегия, с установлением и сохранением контроля государства над движением товаров и капиталов.
Часть экспертов предложили свои суждения о ситуации в экономике. Заметно, что все они отражают противоречивость проводимой экономической политики и также ее некачественность: «Экономика регулируется все теми же методами, что и при цене на нефть в 120 долларов, много говорится о реформах, но структурных изменений так и не видно»; «Государство, с одной стороны, пытается сохранить контроль над движением товаров и капиталов, добиться снижения инфляции и сохранить более или менее приемлемый уровень жизни граждан, с другой – снять с себя ответственность за положение дел»; «Напрямую ни один из предложенных вариантов не применим. Возможна некая комбинация, которая бы говорила о достаточно плохом состоянии экономики и плохом управлении ею».
ДИАГРАММА 6. – КАКОЕ ИЗ ОПИСАНИЙ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, БЛИЖЕ ВСЕГО СООТВЕТСТВУЕТ ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ В ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?
Достаточно часто в выступлениях премьер-министра звучат слова о приверженности в работе правительства прямым или непрямым указаниям президента страны. Так, например, в ходе совместной сессии Парламента 25 марта 2016 года К.Масимов заявил: «Хочу заверить Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева и вас, уважаемые депутаты, что Правительство приложит все усилия для реализации экономической политики, направленной на процветание нашей Родины. Я был, есть и остаюсь верным помощником нашего Президента, большое спасибо за доверие» .
Вместе с тем, как показал опрос экспертов, только 21% полагает, что политика правительства реализуется как прямое продолжение президентского курса. По мнению более половины опрошенных, проводимый правительством курс в большей степени отвечает интересам крупного бизнеса и банковского сектора страны.
ДИАГРАММА 7. – НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧЬИМ ИНТЕРЕСАМ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТВЕЧАЕТ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА К.МАСИМОВА?
Результативность правительства по основным направлениям
Работу правительства эксперты предлагают оценивать, прежде всего, на основе следующих трех показателей: уровня средней реальной заработной платы и пенсий; уровень инфляции и выполнение государственных программ. Как видим, все три показателя охватывают наиболее проблемные сферы социально-экономической жизни, а также имеют высокий социальный приоритет.
Менее важными показателями результативности работы правительства выступают такие количественные индикаторы, уровни внешней и внутренней миграции, рост ВВП и даже такой показатель, как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) до недавнего времени считавшийся ключевым при опросах экспертов.
ДИАГРАММА 8. – ВЫДЕЛИТЕ БАЗОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Чтобы оценить результативность правительства, экспертам было предложено оценить работу кабинета министров по отдельным направлениям. В целом, ни по одному из направлений не были получены хорошие и отличные показатели (по 5-балльной шкале). Вместе с тем, согласно полученным данным, удовлетворительно (3 балла и выше) участники исследования оценили работу четырех министерств: обороны, иностранных дел, внутренних дел и юстиции, т.е., тех министерств, которые подчинены Президенту страны. Обращает на себя внимание крайне низкая оценка работы министерства образования и науки (2,2 балла).
ДИАГРАММА 9. – ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РАБОТУ СЛЕДУЮЩИХ МИНИСТЕРСТВ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД
Отдельного внимания заслуживает вопрос о результативности правительства К.Масимова в реализации государственных программ, что, как уже говорилось ранее (диаграмма 8), для 59% экспертов выступает одним из ключевых показателей при оценке деятельности данного органа власти. При этом, сложность попыток оценок в данном вопросе выразил один из экспертов: "Конечные цели слишком декларативны. Механизм реализации буксует из-за частой смены руководства профильных министерств…Низкая прозрачность в расходовании средств. Много коррупционной составляющей. Трудно оценить адекватность индикаторов программы. О результатах говорить рано».
Следует указать, что только реализация программы «Информационный Казахстан - 2020» получила показатель выше 3 баллов по 5-балльной шкале, реализация всех остальных государственных программ оценена еще ниже. Тем не менее, сравнительно более успешно, по мнению экспертов, реализуются такие программы, как «Дорожная карта занятости-2020», Программа «Доступное жилье» и «Дорожная карта бизнеса-2020».
Наименее успешной эксперты назвали реализацию госпрограмм развития моногородов на 2012-2020 годы и развития и функционирования языков на 2011-2020 годы.
ДИАГРАММА 10. – ОЦЕНИТЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СЛЕДУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
В ходе исследования экспертам было предложено ответить на открытый вопрос: С какими инициативами и решениями у Вас ассоциируется второе правительство К.Масимова?
Вполне естественно, что на первое место по количеству упоминаний вышла тема неоднократной девальвации тенге, введение свободного обменного курса национальной валюты, что привело к значительному падению социальных настроений.
У половины опрошенных с именем премьера Масимова связана программа легализации капитала и недвижимости, а также сопутствующая ей комплексная программа приватизации.
Часть экспертов в качестве результатов работы правительства Масимова назвала ухудшение экономической ситуации в стране, «трехкратное переверстывание бюджета на 2016», снижение бюджетных ассигнований на социальную сферу («нет средств на ремонт городской инфраструктуры»).
Также негативно оцениваются решения о проведении пенсионной реформы; реализация индустриальных проектов («Программа ФИИР, которая очень плохо реализуется»); принятие нового Трудового кодекса; «передача социально-значимых государственных функций в частную среду, таких, как экспертиза проектов в строительстве, оценка знаний медиков и др.».
При этом противоречиво оценивается работа правительства по привлечению иностранных инвестиций: с одной стороны, некоторые эксперты в качестве позитива отмечают наличие «курса на усиленное привлечение инвестиций», в то время как для других имеет место «провалы в привлечении инвестиций» и «их использования». Очевидно, что, во-первых, при определении успеха или неуспеха в деле привлечения инвестиций эксперты исходили из того, внутренние они или внешние, а, во-вторых, само привлечение инвестиций еще не означает их эффективное вложение, что и подвергается критике экспертов.
Резюмируя, следует привести результаты ответов экспертов еще на один вопрос: все-таки, справляется ли Масимов с возложенными на него обязанностями руководителя правительства РК?
Парадоксально, что, несмотря на заметное недовольство работой правительства, выраженное в ходе опроса, мнения опрошенных экспертов распределились практически поровну – на тех, кто, в целом, удовлетворен работой премьер-министра и тех, кто не удовлетворен.
Амбивалентность экспертных оценок в отношении работы Масимова, судя по их комментариям, имеет два основания:
Во-первых, у экспертов сложилось убеждение, что в нынешней системе политических координат в РК полномочия премьер-министра сильно ограничены. Эксперты считают, что Масимов вынужден постоянно оглядываться на интересы групп влияния и при этом руководствоваться распоряжениями Президента. Тем самым, говоря о том, справляется он со своими обязанностями или нет, эксперты исходят из существующих рамок, внутри которых нынешний премьер воспринимается вполне себе эффективным.
Во-вторых, через экспертные рассуждения четко проглядывается определенный скепсис по поводу любых других кандидатов на посту премьер-министра. Отмечается отсутствие персоны, способной стать эффективным менеджером в сложившихся экономических обстоятельствах («на скамейке запасных нет более сильных»). Хотя и Масимов, который занимает этот пост не в первый раз, серьезных успехов не демонстрирует. Именно поэтому большинство экспертов отмечает, что не возлагали особых надежд по поводу его повторного назначения. А если нет больших ожиданий, то нет и разочарования.
ДИАГРАММА 11. – НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАРИМ МАСИМОВ СПРАВЛЯЕТСЯ С ВОЗЛОЖЕННЫМИ НА НЕГО ОБЯЗАННОСТЯМИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РК?
ДИАГРАММА 12. – КАКОВЫ БЫЛИ ВАШИ ОЖИДАНИЯ В СВЯЗИ С ПОВТОРНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ НА ПОСТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА КАРИМА МАСИМОВА?
Проблема религиозного экстремизма является очень актуальной в условиях современного Казахстана. Пожалуй, эта одна из немногих угроз, для борьбы с которой власти в стране сумели за короткое время мобилизовать огромные административные, финансовые и информационные ресурсы. Например, на реализацию Госпрограммы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013-2017 года планируется потратить из бюджета 196 млрд.тенге (более 1 млрд. долларов США по курсу за 2013 год). А информационно-пропагандистской работой в рамках этой программы уже сейчас охвачено более 200 тыс.человек .
Однако, несмотря на масштабы проводимых работ, слабым местом политики в сфере борьбы с религиозным экстремизмом остается научное и аналитическое осмысление проблемы радикализации. Все еще очень мало исследований, посвященных анализу внутренних корней радикализма. На фоне обострения угрозы джихадизма в мире и, в некоторой степени, в центральноазиатском регионе, недостаток знаний в этой сфере выступает серьезным ограничителем для успешной реализации антитеррористической политики в стране.
Целью настоящей статьи является определение корней и ключевых факторов религиозного радикализма, проявившего себя за последние несколько лет в условиях Казахстана. Выдвигается предположение о том, что всплеск насильственных актов на религиозной почве в 2011-2012 гг. был недостаточно глубоко изучен, особенно в части взаимосвязи радикальной идеологии с криминализированной социальной средой. Автором утверждается, что фактор криминализации социальной среды в Казахстане в значительной степени определил как процесс вовлечения людей в радикальную идеологию, так и сам характер насильственного экстремизма.
Прочитать полностью статью можно здесь в PDF версии
Мероприятие было организовано Программой Центральной Азии при Университете Дж.Вашингтона, США (14 января 2016 года). Серик Бейсембаев проходил в этом университете научную стажировку в рамках Central Asia Fellowship Program.
Как и в большинстве постсоветских стран, национализм в Казахстане проявил себя в качестве политической идеологии правящей элиты, стремящейся с помощью нее решить две основные задачи: первая – это легитимация власти управленческой элиты; вторая – это формирование территориально-гражданской идентичности у населения страны или конструирование гражданской нации. Западные и отечественные авторы, изучающие вопросы национализма, в основном, ведут дискуссии вокруг того, какова была роль национализма в реализации этих двух задач и насколько успешно эти задачи были реализованы.
Понятно, что есть разные оценки. Например, по первому пункту у западных авторов преобладает мнение, что с помощью национализма власть в стране сумела успешно обосновать свое право на власть в глазах общества. По поводу второй задачи не все так однозначно. Одни считают, что Казахстан полностью провалил эту задачу и что гражданской нации у нас так и не появилось, а другие более оптимистичны, полагая, что не все так плохо, особенно, по сравнению с соседями. При этом характерно, что авторы внутри страны более критичны в этом вопросе, чем западные ученые.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что национализм в Казахстане, главным образом, развивался как государственно-фреймированная идеология (по терминологии Р.Брубейкера). Т.е. ключевым актором, определявшим содержание и направленность идеологии национализма, была государственная власть в лице руководства страны и его окружения. Для решения указанных двух задач были использованы различные инструменты – идеологические, образовательные, культурные и символические. При этом нельзя говорить о последовательном и стратегически осмысленном подходе в этом деле. За последние 25 лет мы видим, что политика нациестроительства меняла свои приоритеты, адаптируясь под внешние и внутренние условия, и отвечая на разные риски – международные, социальные и политические.
При данном подходе дихотомия «гражданский и этнический национализм» теряет свой смысл. Так как для легитимации своей власти и усиление гражданской идентичности правящая элита обращалась и к этносимволизму, при этом объявив, что Казахстан строит гражданскую нацию. Т.е. в программе нациестроительства, которую предложила действующая власть, было обращение как к этничности, так и к гражданственности, как к символическим ресурсам идеологии национализма. Можно назвать это проектом Назарбаева по формированию нации или строительством казахстанской нации – это не так важно. Важно то, что это продукт действующего политического режима, и при следующей власти, есть все основания предполагать, что он будет подвергнут изменениям.
Самой главной проблемой этого подхода я вижу в его внутренней противоречивости, когда стратегическая цель не подкрепляется тактическими методами. Например, декларируется курс на строительство нации без какого-либо разделения по этническому признаку. (Последняя риторика власти: мы – нация единого будущего без каких-либо разделительных черт). Однако за последние 25 лет ничего не было сделано, чтобы этническое разделение общества перестало быть разделяющим признаком. Граждане Казахстана живут в мире с четким разделением на этнические группы, и это воспринимается как объективная реальность. И этому не в малой степени способствует само государство. Например, до сих пор существует графа «национальность» в удостоверении личности. Для этнических меньшинств законодательно закрепляются квоты в парламент и т.д.
Казахский национализм, о котором мы здесь сегодня говорим, я рассматриваю как альтернативный подход к строительству нации. Хочу подчеркнуть, что он не оппонирующий, а именно альтернативный, так как он не отрицает полностью существующий прогосударственный национализм, а предлагает лишь его скорректировать по определенным параметрам. Также важно отметить, что это пока не политическое движение, а большей частью набор дискурсивных практик, выраженных через медиа. Политической идеологией казахский национализм тоже трудно назвать, так как его основные постулаты очерчены слабо и не сформировано общественное движение, которое бы его выражало. Как показывают опросы общественного мнения, мобилизующий потенциал казахского национализма как политического движения является слабым.
Казахский национализм как альтернативный проект существует не вопреки, а благодаря государственному национализму. Политика нациестроительства, которая проводилась в Казахстане, в том числе была направлена на усиление этнического дискурса. Через культуру, языковую политику и политику памяти все последние 25 лет создается символическая основа, на которой базируется казахский национализм как альтернативная идеология.
Общим недостатком в обоих подходах я считаю зацикленность на идее о Нации, как о некоей точке назначения или ступени развития. Как политическая власть, так и интеллектуалы, по моему мнению, являются заложниками этой парадигмы. Такое понимание во многом заложено советской этнологией, который основывался на марксистской концепции о том, что нация – это высшая фаза развития этничности («племя-народность-нация»). Следовательно, когда говорят о нациестроительстве в Казахстане, прежде всего, возникает тема отсутствия национальной идеи и что наша власть неспособна ее предложить. В свою очередь, власть, которая также думает в этих рамках, пытается сформулировать и придумать эту идею. Так возникают такие концепты, как Мәңгілік ел, смысл которого вообще не ясен как для рядовых граждан, так и интеллектуалов.
Такая ситуация сложилась в том числе из-за того, что тема национализма и нациестроительства в Казахстане практически не изучается и отсутствует дискуссия на эту тему. Здесь виновата не только власть, которая очень чувствительна к этим темам, но и само интеллектуальное сообщество, которое не выходит за рамки привычных, но уже не состоятельных концепций о Нации и национализме.
Главными изменениями 4 квартала 2015 года являются смещение Н.Абыкаева на более низкие позиции и заметное укрепление Д.Назарбаевой и Т.Кулибаева.
По итогам опроса экспертов*, рейтинг управленческой элиты в 4 квартале 2015 года существенно обновился. Н.Абыкаев, который на протяжении нескольких лет замеров уверенно занимал первые строчки рейтинга, перестал быть самым влиятельным в предложенном списке казахстанских политиков. В новом рейтинге он расположился лишь 7-й строчке. Очевидно, что снижение влиятельности Абыкаева обуславливается сменой его должностных позиций – в декабре 2015 года он ушел с должности председателя КНБ РК и назначен депутатом Сената. Другая немаловажная причина, о которой отмечают эксперты – это возрастной фактор. Несмотря на свой очень высокий авторитет (5,93 баллов – самый высокий показатель), его перспективы как политика продолжают стремительно снижаться (всего лишь 3,63 баллов).
Великолепная пятерка
Первое место в рейтинге управленческой элиты досталось И.Тасмагамбетову – министру обороны РК. Эксперты приписывают ему высокий авторитет и самую лучшую перспективу среди всех представленных в списке политиков (5,6 баллов).
Именно за счет своей перспективности он перевесил Н.Нигматулина – руководителя администрации президента РК, который занимает в этот раз вторую строчку рейтинга.
Достаточно неожиданным оказался рост рейтинговых показателей Д.Назарбаевой – вице-премьера правительства РК – с 6 места в третьем квартале на 3-е место в четвертом (4,87 баллов). Несмотря на свою низкую эффективность, эксперты полагают, что Дарига Нурсултановна обладает хорошим авторитетом и отличными перспективами (второй показатель) на фоне остальных управленцев.
Но самым впечатляющим является рейтинговый взлет Т.Кулибаева, который еще полгода назад не входил даже в 10-у влиятельных политиков, а сейчас располагается на 4-м месте с показателем в 4,82 баллов. Он укрепил свои позиции по всем параметрам, особенно, выросли его эффективность и перспективность. Объясняя усиление Кулибаева, отдельные эксперты сообщают, что «он помешал объединению КазТрансГаза с КазТрансОйлом (конкурирующий проект)» тем самым подтвердив уровень своего влияния в нефтегазовом секторе страны.
Но эксперты не склонны идеализировать политическую фигуру Т.Кулибаева, больше списывая его успехи на политической арене фактором родства с президентом страны:
«Авторитетность – исключительно потому что «зять». Эффективность как управленца низкая, как показывают отчеты о деятельности возглавляемых и контролируемых им структур. Перспективность высокая не за счет личных качеств эффективного менеджера, а за счет положения «зятя».
Замыкает первую пятерку лидеров рейтинга – А.Джаксыбеков, аким Астаны, который в экспертном восприятии не очень хороший менеджер («Как градоначальник себя похоронил, ибо не понимает проблем горожан»), но зато перспективный политик (5,13 баллов).
Безусловные авторитеты
Следующая группа влиятельных управленцев представлена фигурами, сильной чертой которых является высокий политический авторитет. В основном – это представители «старой гвардии» - возрастных политиков, имеющих длительный управленческий опыт. У всех шестерых в этой группе (Есимов, Абыкаев, Касымбеков, Утемуратов, Масимов и Токаев) показатель авторитета преобладает над остальными двумя характеристиками. Причем их политический вес является примерно одинаковым – средний бал влиятельности варьирует в пределах 4,61 и 4,73.
Отдельно стоит упомянуть о К.Масимове, премьер-министре РК, который с начала 2015 года начал терять свои позиции и к новому политическому сезону заметно утратил свои политический вес в глазах экспертов. Впрочем, некоторые эксперты считают это проявлением ума, а не слабости: «Умный, но ничего не делает, потому что 01-ый не поощряет инициативу».
Влиятельность без эффективности
Следующую группу политиков объединяет средний уровень влиятельности (от 4 до 4,5 баллов).
Среди всех своей сравнительно высокой эффективностью выделяются Е.Идрисов – министр иностранных дел РК и Б.Сагинтаев – первый заместитель премьер-министра.
В списке влиятельных также оказались У.Шукеев и К.Мами, которые в оценках экспертов имеют низкий уровень эффективности, но являются тяжеловесами в плане авторитета. Судя по полученным комментариям, в этом списке наиболее критично воспринимается деятельности К.Мами – председателя Верховного суда РК: «Впечатление, что основной его функцией – является сохранение статус-кво и никаких реформ».
Скептически была оценена также деятельность министров А.Исекешева и Б.Султанова. Первый критикуется за слабое привлечение инвестиций («Притока инвестиций не видно, даже намеков на их скорое поступление, если так и дальше пойдет – может быть и отставка»), а второй из-за проведения девальвации национальной валюты («Политически похоронен вместе с тенге»).
Скамейка запасных
Блок управленцев со слабым уровнем влиятельности (от 3 до 4 баллов) за последний год менялся незначительно. Здесь не было стремительных взлетов и падений, за исключением Б.Байбек – акима г.Алматы, который, по сравнению с первой половиной 2015 года, заметно вырос в рейтинге влияния. Эксперты пророчат ему хорошую перспективу (4,07), а также отмечают успешные шаги в в публичной политической сфере: «Пока можно говорить о правильном пиаре и высказанных инициативах. Как они будут реализованы нужно еще посмотреть. Тот факт, что Байбеку удалось обойтись без конфликтов с различными городскими службами и обеспечить работоспособность гор.систем в период осень-зима, говорит больше о его перспективности».
Самыми весовыми в этой категории считаются руководители силовых структур – А.Даулбаев и К.Касымов, у которых накоплен запас авторитета. В нижнем ряду расположился К.Джакупов – председатель Мажилиса РК.
Достаточно устойчивыми являются позиции С.Мынбаева, А.Мамина и Е.Досаева. В отношении последнего у экспертов противоречивые оценки. Кто-то приписывает ему эффективность в заданных условиях, а кто-то ругает его за чересчур «узкофинансовое мышление».
Мало изменился за последний год также состав аутсайдеров. Самыми невлиятельными эксперты по-прежнему считают Г.Абдыкаликову, А.Мамытбекова, К.Турганкулова, А.Мухамедиулы, А.Саринжипова и Ж.Айтжанову. В последнем квартале в этот список добавился С.Акишев - новый руководитель Национального банка РК.
Интересно отметить, что именно эту группу политиков любят комментировать опрашиваемые эксперты. Например, в отношении Абдыкаликовой сложилось коллективное мнение, что гендерный фактор является определяющим в ее карьерной траектории. А министр сельского хозяйства А.Мамытбеков продолжает удивлять экспертов своей усидчивостью, несмотря на все провалы, которые ему приписываются в сфере развития агропромышленного сектора в стране.
Таким образом, четвертый квартал 2015 года внес некоторые коррективы в иерархию управленцев, выразившиеся, например, в повышении показателя влиятельности Дариги Назарбаевой на фоне существенного падения рейтинга Нуртая Абыкаева. Стремительный взлет Кулибаева в рейтинге без существенных изменений его должностных полномочий указывает на то, что в казахстанской политике по-прежнему ключевым остается личностный фактор. В то время как формальный статус, как видно на примере спикера Сената и премьер-министра, занимающих 10 и 11 места, не обеспечивает высокую влиятельность политика.
Другой неутешительный вывод напрашивается в связи с низкими показателями работы представителей финансового и экономического блока политиков, и прежде всего главы правительства. В условиях ухудшения экономической ситуации, когда нужны эффективные кризис-менеджеры, этот сегмент управленческой элиты в восприятии экспертов демонстрирует свою несостоятельность. В этой связи вновь актуализируется вопрос о том, будет ли ротация кадров в экономическом блоке и, если да, кто они - более достойные кандидатуры.
Таблица 1. Рейтинг управленческой элиты за 4 квартал 2015 года
№ | Рейтинг влиятельности | …включает в себя следующие три показателя | |||
Авторитетность | Эффективность | Перспективность | |||
1 | Тасмагамбетов И.Н. | 5,36 | 5,53 | 4,93 | 5,60 |
2 | Нигматулин Н.З. | 5,09 | 5,53 | 4,80 | 4,93 |
3 | Назарбаева Д.Н. | 4,87 | 5,27 | 3,93 | 5,40 |
4 | Кулибаев Т.А. | 4,82 | 5,20 | 4,40 | 4,87 |
5 | Джаксыбеков А.Р. | 4,78 | 4,73 | 4,47 | 5,13 |
6 | Есимов А.С. | 4,73 | 5,40 | 4,53 | 4,27 |
7 | Абыкаев Н.А. | 4,72 | 5,93 | 4,60 | 3,63 |
8 | Касымбеков М.Б. | 4,69 | 5,17 | 4,92 | 4,00 |
9 | Утемуратов Б.Д. | 4,69 | 4,92 | 4,77 | 4,38 |
10 | Масимов К.К. | 4,61 | 5,40 | 4,20 | 4,23 |
11 | Токаев К.К. | 4,60 | 4,93 | 4,20 | 4,67 |
12 | Идрисов Е.А. | 4,51 | 4,47 | 4,60 | 4,47 |
13 | Кожамжаров К.П. | 4,33 | 4,36 | 4,29 | 4,36 |
14 | Исекешев А.О. | 4,26 | 4,36 | 4,00 | 4,43 |
15 | Сагинтаев Б.А. | 4,25 | 4,25 | 4,33 | 4,17 |
16 | Имашев Б.М. | 4,10 | 4,08 | 4,23 | 4,00 |
17 | Шукеев У.Е. | 4,08 | 4,57 | 3,60 | 4,08 |
18 | Мами К.А. | 4,05 | 4,57 | 3,64 | 3,93 |
19 | Бисембаев А.А. | 4,04 | 4,07 | 3,87 | 4,20 |
20 | Султанов Б.Т. | 4,00 | 4,33 | 3,73 | 3,93 |
21 | Даулбаев А.К. | 3,97 | 4,31 | 3,92 | 3,69 |
22 | Касымов К.Н. | 3,88 | 4,36 | 3,93 | 3,36 |
23 | Мынбаев С.М. | 3,87 | 4,08 | 3,92 | 3,62 |
24 | Мамин А.У. | 3,72 | 3,69 | 3,92 | 3,54 |
25 | Досаев Е.А. | 3,71 | 3,80 | 3,47 | 3,87 |
26 | Байбек Б.К. | 3,69 | 3,47 | 3,53 | 4,07 |
27 | Школьник В.С. | 3,62 | 4,00 | 3,53 | 3,33 |
28 | Джанбурчин К.Е. | 3,53 | 3,75 | 3,58 | 3,25 |
29 | Ермекбаев Н.Б. | 3,42 | 3,25 | 3,38 | 3,62 |
30 | Рогов И.И. | 3,36 | 3,38 | 3,54 | 3,15 |
31 | Тусупбеков Р.Т. | 3,36 | 3,69 | 3,31 | 3,08 |
32 | Мырзахметов А.И. | 3,31 | 3,29 | 3,21 | 3,43 |
33 | Бабакумаров Е.Ж. | 3,25 | 3,00 | 3,62 | 3,14 |
34 | Дуйсенова Т.К. | 3,24 | 3,07 | 3,47 | 3,20 |
35 | Джакупов К.К. | 3,00 | 3,00 | 3,47 | 2,53 |
36 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,97 | 2,71 | 3,07 | 3,13 |
37 | Мамытбеков А.С. | 2,96 | 3,00 | 2,73 | 3,13 |
38 | Турганкулов К.Т. | 2,83 | 2,86 | 3,13 | 2,50 |
39 | Мухамедиулы А. | 2,82 | 2,87 | 2,87 | 2,73 |
40 | Саринжипов А.Б. | 2,82 | 2,73 | 2,87 | 2,87 |
41 | Акишев Д.Т. | 2,64 | 2,47 | 2,80 | 2,67 |
42 | Айтжанова Ж.С. | 2,42 | 2,31 | 2,31 | 2,64 |
Таблица 2. Динамика рейтинга влиятельности управленческой элиты в 2015 году
ФИО | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
1 | Тасмагамбетов И.Н. | 4,85 | 4,67 | 5,07 | 5,36 |
2 | Нигматулин Н.З. | 4,40 | 4,43 | 5,52 | 5,09 |
3 | Назарбаева Д.Н. | 4,67 | 4,00 | 4,56 | 4,87 |
4 | Кулибаев Т.А. | 4,45 | 3,83 | 3,73 | 4,82 |
5 | Джаксыбеков А.Р. | 4,30 | 4,38 | 5,04 | 4,78 |
6 | Есимов А.С. | 4,48 | 4,26 | 4,81 | 4,73 |
7 | Абыкаев Н.А. | 5,12 | 5,21 | 5,59 | 4,72 |
8 | Касымбеков М.Б. | 3,88 | 3,83 | 4,26 | 4,69 |
9 | Утемуратов Б.Д. | 4,70 | 4,38 | 4,04 | 4,69 |
10 | Масимов К.К. | 5,03 | 4,76 | 4,55 | 4,61 |
11 | Токаев К.К. | 4,52 | 4,14 | 4,41 | 4,60 |
12 | Идрисов Е.А. | 4,27 | 3,95 | 3,9 | 4,51 |
13 | Кожамжаров К.П. | 4,10 | 3,95 | 3,95 | 4,33 |
14 | Исекешев А.О. | 4,13 | 4,08 | 3,67 | 4,26 |
15 | Сагинтаев Б.А. | 3,48 | 3,71 | 3,7 | 4,25 |
16 | Имашев Б.М. | 3,70 | 3,57 | 3,52 | 4,10 |
17 | Шукеев У.Е. | 4,48 | 4,17 | 3,96 | 4,08 |
18 | Мами К.А. | 3,85 | 3,43 | 3,97 | 4,05 |
19 | Бисембаев А.А. | 3,71 | 3,67 | 3,89 | 4,04 |
20 | Султанов Б.Т. | 3,85 | 3,60 | 3,41 | 4,00 |
21 | Даулбаев А.К. | 3,63 | 3,83 | 4,52 | 3,97 |
22 | Касымов К.Н. | 4,27 | 3,79 | 4,43 | 3,88 |
23 | Мынбаев С.М. | 4,15 | 3,55 | 3,29 | 3,87 |
24 | Мамин А.У. | 3,93 | 3,69 | 3,58 | 3,72 |
25 | Досаев Е.А. | 3,73 | 3,48 | 3,63 | 3,71 |
26 | Байбек Б.К. | 2,53 | 2,29 | 3,18 | 3,69 |
27 | Школьник В.С. | 3,97 | 3,50 | 3,26 | 3,62 |
28 | Джанбурчин К.Е. | 3,44 | 3,38 | 3,08 | 3,53 |
29 | Ермекбаев Н.Б. | 3,33 | 3,46 | 3,44 | 3,42 |
30 | Рогов И.И. | 3,18 | 3,26 | 3,41 | 3,36 |
31 | Тусупбеков Р.Т. | 3,43 | 2,86 | 3,24 | 3,36 |
32 | Мырзахметов А.И. | - | - | 3,06 | 3,31 |
33 | Бабакумаров Е.Ж. | 3,56 | 3,49 | 3,22 | 3,25 |
34 | Дуйсенова Т.К. | 3,06 | 2,93 | 3,47 | 3,24 |
35 | Джакупов К.К. | 2,97 | 3,12 | 3,04 | 3,00 |
36 | Абдыкаликова Г.Н. | 2,61 | 2,52 | 2,26 | 2,97 |
37 | Мамытбеков А.С. | 3,13 | 2,87 | 2,67 | 2,96 |
38 | Турганкулов К.Т. | 2,61 | 2,62 | 2,26 | 2,83 |
39 | Мухамедиулы А. | 3,06 | 2,64 | 2,58 | 2,82 |
40 | Саринжипов А.Б. | 2,85 | 2,46 | 2,37 | 2,82 |
41 | Акишев Д.Т. | - | - | - | 2,64 |
42 | Айтжанова Ж.С. | 2,44 | 2,48 | 2,19 | 2,42 |
* В опросе, проводимом ОФ «ЦСПИ «Стратегия», приняли участие 28 экспертов – политологи, политические журналисты, аналитики, бизнесмены и общественные деятели. Оценка производится по 7-балльной шкале, где 1 – самый низкий, а 7 – самый высокий показатель. Для рейтинга используется среднеарифметический показатель экспертных оценок.