В исследованиях процесса формирования казахской интеллигенции много недоизученного. Поэтому каждая научно-исследовательская работа, посвященная этой теме, привлекает внимание. Интересно все: и постановка проблемы, и целеполагание, и научный подход, и метод, и стиль изложения... В библиотеке нашего Фонда есть книга Кенжетаева Батыржана "Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской интеллигенции в середине XIX - начале XX вв." (1998 г.). По мнению, Миркасим Усманова, профессора Казанского университета, этим исследованием "сделан первый заметный шаг в сторону объективного изучения и честного освещения сложной истории становления казахской интеллигенции нового и новейшего времени". К сожалению, книга не окончена. Исследование прервалось на полпути по причине трагической кончины Батыржана Кенжетаева. В память о нем и следуя его посылу, что тема "сложения и развития казахской интеллигенции в историографии освещался крайне однобоко и узко, чрезвычайно субъективно", его друзья и земляки решили подготовить к печати и выпустить даже неоконченный труд Батыржана.
В своей работе Батыржан Кенжетаев опирался на историко-социологические методы исследования: "для сбора необходимой информации по теме, наряду с историческим анализом документов, применены контент-анализ и биографический метод", приведены данные социологических исследований казанского студенчества. Прелагаем к прочтению отрывки из этой книги. Надеемся, что она будет как интересна, так и полезна...
Попытки исправить положение в КСК, внося изменения и дополнения в закон «О жилищных отношениях» (ОЖО) успехов не принесли, жалобы на председателей КСК в госорганы не уменьшились...
В конце 2018 года произошли изменения в составе правительства РК. Так, сменился руководитель внешнеполитического ведомства: вместо Кайрата Абдрахманова, который занимал эту должность 2 года и имел в нашем рейтинге средние показатели, был назначен экс-министр обороны и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов. При этом новый пост пока не помог Атамкулову извлечь положительные оценки со стороны экспертов. Для многих участников исследования это назначение было скоропостижным, и возник вопрос, насколько будет эффективен Атамкулов, исполняя новые обязанности: «Сенсационное назначение, которое говорит о том, что период активной внешнеполитической деятельности Казахстана уходит в прошлое. Ничем себя не проявивший в качестве министра оборонной и аэрокосмической промышленности, Атамкулов с тем же успехом отсидит и в новом кресле». Пока новый министр иностранных дел разместился на 37 месте с рейтингом 3,30 балла.
В рамках той же ротации кабинета министров новым министром оборонной и аэрокосмической промышленности назначен Аскар Жумагалиев, сохранивший в то же время вице-премьерскую позицию. По итогам опроса экспертов, Жумагалиев А.К. оказался на 13 месте с рейтингом 4,40 балла. Его характеризуют как «профессионального, перспективного, кризисного» управленца, который имеет достаточное доверие со стороны президента страны. Для сравнения: рейтинг его предшественника Атамкулова Б.Б. в этой же должности составлял 2,94 балла (44 место).
В это же время Женис Касымбек был назначен министром индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (отметим, что указом президента возглавляемое им ранее министерство по инвестициям и развитию было реорганизовано). Эксперты средне оценивают главу нового министерства, как с точки зрения эффективности, так и перспективности. По итогам он занял 32 место, набрав 3,41 балла из 7-ми возможных.
5 с плюсом
По итогам четвертого квартала первое место в рейтинге управленческой элиты, как и в прошлом рейтинге, досталось председателю КНБ Кариму Масимову. Эксперты приписывают ему наиболее высокий авторитет и самую лучшую перспективу среди всех представленных в списке политиков. При этом стоит отметить, что председатель КНБ, как и в прошлом квартале получил оценки выше 5-баллов по всем трем критериям. «Свою задачу по усилению КНБ Масимов успешно выполнил. Теперь в 2019 году его ожидает пост либо премьер-министра, либо же руководителя Совета безопасности. Данный орган явно нуждается в усилении, что может сделать только такой политический тяжеловес, как Карим Масимов».
По результатам опроса, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов подтвердил вторую позицию в рейтинге, но его совокупная оценка повысилась (+0,16 п.п.), в основном, из-за повышения показателя авторитетности. На повышение его оценок влияет то, что Есимов практически единственный представитель «старой гвардии», занимающий сравнительно невысокую должность в системе управленческой вертикали, но в то же время могущий быть востребованным в любой момент в случае необходимости: «как и Абыкаева, Есимова могут рекрутировать на высшие позиции, если президент разочаруется в нынешней структуре».
Выше 4-х баллов
Выше 4-х баллов, но меньше 5-ти, в 4-м квартале 2018 года из 48 персон, вошедших в список, набрали 15 политиков.
Посол в РФ Имангали Тасмагамбетов также подтвердил третье место в рейтинге, улучшив при этом свою оценку (+0,17 п.п.). Этот результат был получен за счет высоких оценок авторитетности и эффективности, в то время как с точки зрения перспективности он находится лишь на 13-м месте. Невысокую перспективность посла в РФ многие эксперты связывают с его должностной позицией, которая его отодвигает его от внутриполитической арены. Другая немаловажная причина, о которой говорили эксперты, – это возрастной фактор «в декабре 2019 года исполняется 63». Тем не менее, как считают некоторые опрошенные, «сносить его с пьедестала» еще рано, «потенциал для рывка при форс-мажоре еще есть».
Спустя квартал вернул себе 4-е место в рейтинге председатель президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев. Изменение позиции председателя НПП «Атамекен» в основном связано с улучшением по номинациям авторитетность (+0,15 п.п.) и перспективность (+0,33 п.п.). Таким образом, эксперты высоко оценивают способность Кулибаева держаться подальше от внутриполитических раскладов/разборок: «Человек, по явному недоразумению входивший в число вероятных преемников президента, успешно демонстрирует отсутствие каких-либо политических амбиций».
Потерял одну позицию в рейтинге руководитель Администрации Президента Асет Исекешев (с 4 места - 4,80 балла на 5 место - 4,79 баллов). Следует отметить, что руководитель АП один из немногих управленцев верхней части рейтинга, у которого, по результатам опроса, в четвертом квартале несколько снизилась позиция. По мнению экспертов, Исекешев сейчас находится в довольно сложной ситуации, и в связи с этим его рейтинг не растет: «В АП он ограничен кадровыми перестановками. Внутреннюю политику контролирует М. Тажин. Экономический блок – слабый. Региональное развитие – слишком независимые областные акимы». Хотя, возможно, что Исекешев и не ставил себе целью слишком активничать на новом месте: «не выстрелил, но, наверное, и не собирался».
Следует отметить улучшение позиций премьер-министра Бахытжана Сагинтаева (с 10 места (4,12 балла) на 8 место (4,58 баллов)) и вице-премьера Аскара Мамина (с 11 места (4,08 балла) на 10 место (4,57 балла)) («потерял КТЖ, Казатомпром, но, по-прежнему, главная рабочая сила правительства»). При этом оба высокопоставленных менеджера имеют сравнительно высокие (выше 4 баллов) показатели по всем трем номинациям.
Несколько снизился рейтинг депутата Сената Парламента Дариги Назарбаевой (с 7 места на 11-ое). При этом в целом, Назарбаева улучшила свою совокупную оценку на + 0,21 п.п. за счет высокой оценки (5 баллов) перспективности.
«Середняки»
В список политиков-управленцев группы с совокупными показателями от 3 до 4 баллов вошло 26 человек.
В этой группе заметным следует назвать повышение рейтинга председателя Национального банка Данияра Акишева (с 37 места на 25; +0,39). Он улучшил свою позицию из-за достаточно хороших оценок эффективности и перспективности. Но в комментариях экспертов прозвучали не только положительные оценки в отношении председателя Национального банка. Однако некоторые эксперты активно его критиковали, а его будущее рассматривали, как «туманное»: «Однако беспомощная политика Национального банка, являющегося заложником объективных обстоятельств, рано или поздно приведет к его уходу с поста председателя Нацбанка в качестве очередного жертвоприношения общественному мнению в период грядущей политической кампании».
Неоднозначны оценки работы министра общественного развития Дархана Калетаева, его рейтинг снизился с 27-28 места на 36. Эксперты в комментариях озвучивали прямо противоположные мнения. Одни опрошенные сказали о том, что у него «интересная должность, однако сильно подорван авторитет арестами подчиненных. Перекрестные полномочия с АП и областными акимами». По утверждениям же других, «министерство Калетаева продолжает очень активную работу по модернизации общественного сознания и укрепления связей между исполнительной властью и элементами гражданского общества в лице неправительственных организаций. Проведение Гражданского форума было проверкой качества менеджмента структур МОР, с которой команда Д.Калетаева успешно справилась».
Несколько ухудшился рейтинг акима города Астаны Бахыта Султанова (с 23 на 27 место; 3,59 балла.). «Пока абсолютно ничем себя не проявил на посту акима. Дополнительной сложностью для Султанова помимо отсутствия опыта работы с непосредственными проблемными вопросами хозяйственного плана является и яркая персона его предшественника на фоне которой очень сложно избежать критических сравнений».
Таблица 1. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (4-й квартал 2018 г.) [1]
№ | ФИО | Итог | Авторитетность | Эффективность | Перспективность |
1. | Масимов К.К. | 5,35 | 5,59 | 5,18 | 5,27 |
2. | Есимов А.С. | 5,03 | 5,50 | 4,73 | 4,86 |
3. | Тасмагамбетов И.Н. | 4,98 | 5,14 | 5,27 | 4,55 |
4. | Кулибаев Т.А. | 4,86 | 5,27 | 4,41 | 4,91 |
5. | Исекешев А.О. | 4,79 | 4,73 | 4,55 | 5,09 |
6. | Нигматулин Н.З. | 4,74 | 4,86 | 4,77 | 4,59 |
7. | Кожамжаров К.П. | 4,68 | 4,68 | 4,64 | 4,73 |
8-9. | Токаев К.К. | 4,59 | 4,91 | 4,09 | 4,77 |
8-9. | Сагинтаев Б.А. | 4,59 | 4,77 | 4,40 | 4,59 |
10. | Мамин А.У. | 4,57 | 4,77 | 4,36 | 4,59 |
11. | Назарбаева Д.Н. | 4,56 | 4,86 | 3,82 | 5,00 |
12. | Байбек Б.К. | 4,48 | 4,27 | 4,23 | 4,95 |
13. | Жумагалиев А.К. | 4,40 | 4,00 | 4,40 | 4,81 |
14. | Утемуратов Б.Ж. | 4,31 | 4,55 | 4,48 | 3,91 |
15-16. | Шпекбаев А.Ж. | 4,26 | 4,18 | 4,27 | 4,32 |
15-16. | Шукеев У.Е. | 4,26 | 4,45 | 4,14 | 4,18 |
17. | Бисембаев А.А. | 4,05 | 4,19 | 4,00 | 3,95 |
18. | Досаев Е.А. | 3,95 | 4,09 | 3,68 | 4,09 |
19-20. | Асанов Ж.К. | 3,94 | 3,95 | 3,91 | 3,95 |
19-20. | Мами К.А. | 3,94 | 4,32 | 3,86 | 3,64 |
21. | Касымбеков М.Б. | 3,88 | 4,23 | 4,09 | 3,32 |
22-23. | Ермекбаев Н.Б. | 3,70 | 3,64 | 3,73 | 3,73 |
22-23. | Мынбаев С.М. | 3,70 | 3,77 | 3,68 | 3,64 |
24. | Абыкаев Н.А. | 3,66 | 4,82 | 3,75 | 2,41 |
25. | Акишев Д.Т. | 3,62 | 3,41 | 3,77 | 3,68 |
26. | Касымов К.Н. | 3,61 | 4,41 | 3,36 | 3,05 |
27. | Султанов Б.Т. | 3,59 | 3,67 | 3,24 | 3,86 |
28. | Ашимбаев М.С. | 3,56 | 3,23 | 3,45 | 4,00 |
29. | Джаксыбеков А.Р. | 3,54 | 4,27 | 3,57 | 2,77 |
30. | Айдарбаев А.С. | 3,53 | 3,27 | 3,68 | 3,64 |
31. | Бозумбаев К.А. | 3,52 | 3,68 | 3,32 | 3,55 |
32-33. | Касымбек Ж.М. | 3,41 | 3,32 | 3,27 | 3,64 |
32-33. | Келимбетов К.Н. | 3,41 | 3,36 | 3,23 | 3,64 |
34. | Имашев Б.М. | 3,40 | 3,38 | 3,33 | 3,48 |
35. | Байжанов Г.Ж. | 3,33 | 3,18 | 3,27 | 3,55 |
36. | Калетаев Д.А. | 3,32 | 3,18 | 3,32 | 3,45 |
37. | Атамкулов Б.Б. | 3,30 | 3,24 | 3,24 | 3,43 |
38. | Смаилов А. А. | 3,29 | 3,24 | 3,20 | 3,43 |
39. | Биртанов Е.А. | 3,26 | 3,27 | 3,27 | 3,23 |
40. | Абаев Д.А. | 3,23 | 3,00 | 2,91 | 3,77 |
41. | Сулейменов Т.М. | 3,15 | 3,14 | 2,95 | 3,36 |
42. | Бекетаев М.Б. | 3,11 | 3,05 | 3,05 | 3,23 |
43. | Абылкасымова М.Е. | 3,03 | 2,77 | 3,14 | 3,18 |
44. | Годунова Н.Н. | 2,90 | 2,71 | 3,19 | 2,81 |
45. | Мухамедиулы А. | 2,89 | 2,82 | 2,95 | 2,91 |
46. | Абдыкаликова Г.Н. | 2,85 | 2,82 | 2,73 | 3,00 |
47. | Донаков Т.С. | 2,73 | 2,80 | 2,60 | 2,80 |
48. | Сагадиев Е.К. | 2,47 | 2,59 | 2,36 | 2,45 |
Таблица 2. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «авторитетность»; 4-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог |
1. | Масимов К.К. | 5,59 |
2. | Есимов А.С. | 5,50 |
3. | Кулибаев Т.А. | 5,27 |
4. | Тасмагамбетов И.Н. | 5,14 |
5. | Токаев К.К. | 4,91 |
6-7. | Нигматулин Н.З. | 4,86 |
6-7. | Назарбаева Д.Н. | 4,86 |
8. | Абыкаев Н.А. | 4,82 |
9-10. | Сагинтаев Б.А. | 4,77 |
9-10 | Мамин А.У. | 4,77 |
Таблица 3. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «эффективность»; 4-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог |
1. | Тасмагамбетов И.Н. | 5,27 |
2. | Масимов К.К. | 5,18 |
3. | Нигматулин Н.З. | 4,77 |
4. | Есимов А.С. | 4,73 |
5. | Кожамжаров К.П. | 4,64 |
6. | Исекешев А.О. | 4,55 |
7. | Утемуратов Б.Ж. | 4,48 |
8. | Кулибаев Т.А. | 4,41 |
9-10. | Сагинтаев Б.А. | 4,40 |
9-10. | Жумагалиев А.К. | 4,40 |
Таблица 4. – Рейтинг управленческой элиты Казахстана (по индикатору «перспективность»; 4-й квартал 2018 г.)
№ | ФИО | Итог |
1. | Масимов К.К. | 5,27 |
2. | Исекешев А.О. | 5,09 |
3. | Назарбаева Д.Н. | 5,00 |
4. | Байбек Б.К. | 4,95 |
5. | Кулибаев Т.А. | 4,91 |
6. | Есимов А.С. | 4,86 |
7. | Жумагалиев А.К. | 4,81 |
8. | Токаев К.К. | 4,77 |
9. | Кожамжаров К.П. | 4,73 |
10. | Нигматулин Н.З. | 4,59 |
1. Опрос проведен в январе 2018 года, приняли участие 22 эксперта.
Согласно полученным данным, эксперты оценили работу акимов на среднем уровне (3-4 балла). Стоит отметить, что во втором полугодии ни один из акимов не получил оценку выше 5–ти баллов...
Қазақстан тәуелсіздік алған уақыттан бері қиын да күрделі даму жолынан өтіп үлгерді. Егемендіктің алғашқы жылдарынан бастап шет мемлекеттермен қарым-қатынаста таңдап алынған көпвекторлы саясат белгілі бір деңгейде мемлекеттігіміз бен тәуелсіздігімізді нығайтып, халықаралық қатынас жүйесіне жеке ел болып еркін кіруімізге ықпал етті.
Қазақстан өзінің сыртқы саясатында Ресеймен, Қытаймен, Батыс әлемімен, мұсылман елдерімен және Орталық Азия мемлекеттерімен жан-жақты тығыз қарым-қатынасты дамытып келеді. Осы орайда, еліміздің ұстанатын сыртқы саясатына қатысты халықтың пікірі қандай деген сұрақ туындайды. 2008 жылдан бері «Стратегия «ӘСЗО»» ҚҚ соңғы жылдары жүргізіп келе жатқан әлеуметтік сауалнамалар нәтижесі көрсеткендей Қазақстан азаматтарының көзқарасы өзгеріс үстінде. Осыған дәлел ретінде 2008 жылдарда халықтың негізгі бөлігі (36%) Ресеймен және бұрынғы одақтас мемлекеттермен қарым-қатынас орнатуды дұрыс көргенін келтіруге болады. Ал қазіргі таңда сыртқы саясаттың бұл бағытын құптайтындардың саны бар болғаны 14% құрайды. Бұл өзгеріс кенеттен пайда болған бетбұрыс емес, соңғы 10 жыл ішінде жүргізілген зерттеулер көрсеткендей, әр жыл сайын азайып келе жатқан тенденция екендігін атап өту қажет.
Диаграмма 1. – Қазақстандықтардың пікірі бойынша мемлекеттің сыртқы саясаттағы бағдары
Қазақстанның сыртқа саясатын жүргізуде Ресейдің орнын басатын сенімді бағдар рөліне қазіргі таңда екі бағыт таласу үстінде. Олардың қатарына 2018 жылғы сауалнама нәтижесінде ең көп үлеске ие болған (35%) «Қазақстан ешкімге бағдарланбай өзінің жеке мүдделерін ойлау қажет» деген нұсқа мен жоғарыда аталып өткен көпвекторлы сыртқы саясат жатады. Сауалнамаға қатысқан респонденттердің 27% көпвекторлы саясатты таңдау арқылы Қазақстан Қытай, Ресей және АҚШ секілді әлемдік алпауыттардың арасында сәтті икемделіп, өзінің мүдделерін қорғап қала алады деп есептейді. Соңғы 10 жылда жүргізілген сауалнамалар нәтижесіне сүйенетін болсақ, сыртқы саясаттағы аталған екі бағыт алма-кезек үстемдік құрап келеді. Осыған қоса, соңғы жүргізілген зерттеу қорытындысы бойынша АҚШ және басқа да Батыс әлемінің мемлекеттерімен қарым-қатынасты нығайту қажет деп есептейтін Қазақстан азаматтарының үлес салмағы 5 пайызға дейін артқандығына назар аудара кету қажет.
Сауалнама нәтижесіне талдау жасайтын болсақ, Қазақстандағы әрбір әлеуметтік-демографиялық топтың сыртқы саясатқа байланысты өзіндік пікірі қалыптасқанын көруге болады. Нақтырақ айтатын болсақ, қазақ ұлтының өкілдері шет мемлекеттермен қарым-қатынаста жеке мүддеге сай әрекет етуді құптаса, орыс ұлты Ресеймен жақындықтың сақталғанын қалайды. Әртүрлі жас өкілдерінің берген жауаптарына назар аударсақ, еліміздегі жастар АҚШ пен Батыс мемлекетерімен жақындасуды қолдаса, орта буын өкілдері көпвекторлы саясаттың дұрыс екендігін алға тартады, ал жасы 65-тен асқан азаматтар Ресеймен, бұрынғы одақтас мемлекеттермен және ислам әлемімен арақатынастың нығайа беруін аңсайтыны байқалады. Қазақстанның өңірлеріндегі айырмашылықтарға тоқталатын болсақ, Ақтөбе мен Қызылорда сияқты қазақтар көптеп қоныстанған облыстарда сыртқы саясатқа ешкімге бағдарланып қажеті жоқ деп шешкен респонденттер жиі кездессе, солтүстігімізде орналасқан Павлодар және СҚО тұрғындары Ресейді негізгі серіктес деп таниды. Осыған қоса, Атырау, БҚО және Алматы облыстарының тұрғындары ислам әлеміне бет бұруды дұрыс санаса, оқу орнында оқитын студенттердің басым бөлігі АҚШ пен Батыс елдеріне түзеле дамуды құп көреді.
Кесте 1. – Қазақстандықтардың пікірі бойынша мемлекеттің сыртқы саясаттағы бағдары (әлеуметтік-демографиялық топтар бойынша)
№ | Сыртқы саясат бағдары | Әлеуметтік-демографиялық топтар |
1 | Қазақстан өзінің жеке мүдделерін ойлау қажет | Қазақ (37%); ауыл (41%); Ақтөбе, Қызылорда облыстары; 18-24 жас (39%) |
2 | Көпвекторлы саясат | 35-54 жас (31%);); жоғары білімді (30%); қала тұрғындары (29%); Алматы қ. және Қарағанды облысы |
3 | Ресей және ТМД елдері | Орыс (25%) және басқа ұлттар (24%); қала (15%); 65+ жас (20%); қала тұрғындары (16,4%); Павлодар және СҚО |
4 | АҚШ және батыс әлемінің мемлекеттері | 18-24 жас (8%); басқа ұлт өкілдері (6%); студенттер (7,5%) |
5 | Ислам әлемінің елдері | Қала тұрғындары (5%); 65+ жас (6,6%); Атырау, Алматы және Батыс Қазақстан облыстары |